ВЛАДИМИР ПОПОВ: «БАЛАШОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ­ ЭТО НАВСЕГДА», или шоу должно продолжаться

– Владимир Николаевич, прежде всего, позвольте поздравить вас и в вашем лице весь Балашовский драматический театр со знаменательным юбилеем.

– Спасибо. Всегда приятно получать поздравления. А уж от старейшего периодического издания, которое  в этом году также отметило свой 105-летний юбилей, приятно вдвойне.

– Кстати, о датах. Почему днем рождения Балашовского драмтеатра считается именно 18 октября
1918 года?  Ведь известно, что на балашовской земле какая-никакая театральная жизнь была еще за несколько десятилетий до означенной даты.

– Вы правы. Первое упоминание о профессиональном театре в Балашовском районе, тогда еще уезде, мы находим в исторических документах за 1897 год. Там речь идет о театре, организованном в Народном доме в селе Пады, в имении Нарышкиных. Позже уже в самом Балашове появилось несколько театральных трупп.

В самый разгар Гражданской войны, в грозные дни осени 1918 года, Исполком Балашовского Совета и Политпросвет приступили к организации на базе любительских кружков общенародного театра с профессиональной труппой. Именно этот момент мы и взяли за точку отсчета истории нашего театра. Спектаклем «Власть тьмы»
Л.  Н. Толстого в постановке Н. Н. Никольского 17 октября 1918 года в зимнем помещении Народного дома в Балашове был открыт первый театральный сезон. С тех пор наш театр радует зрителей своим творчеством вот уже 105 лет.

Здесь стоит отметить, что Балашовский драмтеатр все эти 100 с лишним лет неоднократно менял название (был и колхозно-совхозным, и городским, и районным, и областным),  но ни разу не изменил себе и своему зрителю и не закрывался. В этом смысле наш театр – это навсегда. Как бы трудно не приходилось: ни в период Гражданской войны, ни в Великую Отечественную, ни во время послевоенного восстановления, ни в перестройку, ни в приснопамятные 90-е годы. Полагаю, этим можно гордиться. Правда, вот историческое здание театра, так называемый Народный дом, если угодно, «колыбель» нашего театра, где, собственно, все началось и где  проходило становление и развитие театра, закладывались его основы и традиции, увы, сохранить не удалось. И это очень печально.

– Да, но семь лет назад вы и мы получили реконструированное здание бывшего городского парка. По сути дела, новый театр…

– Да, это так. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Председателя Госдумы России Вячеслава Володина за его помощь и поддержку в решении к тому времени уже давно перезревшего вопроса с новым помещением для театра. На стадии строительства огромную помощь нам также оказали местные власти и, что особенно важно и показательно, простые балашовцы, наши зрители, которые принимали самое активное участие в субботниках, в наведении порядка  в самом здании и на прилегающей территории.

– Сейчас в селе Пады ведутся масштабные работы по реконструкции усадьбы Нарышкиных Раздолье. Этот комплекс исторических зданий должен отойти Балашовскому драматическому театру и стать чем-то вроде его филиала…

– Да, есть такие планы. Хотя, должен признаться, что для театра это представляется дополнительной, довольно существенной, не скажу, обузой, но нагрузкой. Поскольку финансирование на нее пока не открыто, а надо уже собирать экспозицию, готовить какие-то материалы, работать над наполнением этого объекта. В июле 2025 года запланирована сдача первого здания, так называемого женского корпуса, на первую половину выделены 188 млн рублей. Так что в этом смысле определенные подвижки имеются. Но надо понимать, что время пролетит быстро, июль 2025 года уже не за горами. А пусть и существенно отреставрированное, но пустое, с голыми стенами здание не сдашь. И уже сейчас мы работаем над тем, как лучше использовать это здание в практическом плане, в том числе и над его внутренним наполнением и содержанием. Пока, повторюсь, мы «тянем эту лямку» в гордом одиночестве. Я не вижу, чтобы кого-то еще в районе это каким-то образом волновало.

– Но, согласитесь, сама идея восстановления усадьбы при должном последующем ее использовании способна принести району в целом немало пользы.

– Разумеется. Если удастся реализовать задуманное в полной мере (реконструкция двух корпусов, восстановление прилегающего парка, где, к слову сказать, сохранились и старые деревья, помнящие еще прежних хозяев из числа Нарышкиных, изящной лестницы, спускающейся к Хопру), это, безусловно, даст дополнительный импульс  развитию местного туризма, села Пады, ну и району.

В женском корпусе есть небольшой камерный зал, где можно устраивать представления, всякого рода выставки. К тому же на базе санатория есть возможность поселить гостей, которые, как мы надеемся, потянутся сюда, накормить их. Соответственно, развлечь какой-то интересной программой. Здесь же со временем можно будет проводить фестивали, театральные выходные, различные просветительские мероприятия. Сейчас прорабатываем идею создания на базе восстановленных корпусов своеобразного постоянно действующего фестивально-культурного центра, где будут и залы для экспозиций, и большая музейная экспозиция на постоянной основе «Малый театр большой страны». Можно будет проводить фестивали, в том числе детских театров, устраивать целые театральные смены на базе санатория «Пады»… Словом, здесь будет, где развернуться, и усадьба Нарышкиных, если все пойдет так, как задумано, имеет все шансы превратиться в театральную усадьбу во всех смыслах этого слова.

Напомню, что один из владельцев усадьбы Александр Львович Нарышкин в свое время был директором императорских театров. А значит, человеком, нам не чуждым.

– Как я понимаю, первые мероприятия  в отреставрированной усадьбе запланированы уже на июль 2025 года. 

– Конечно, и я надеюсь, что у нас будет возможность провести какие-то мероприятия уже в новых залах Рахманинова, который здесь гостил какое-то время, декабриста Беляева, служившего у Нарышкиных управляющим как раз в период наибольшего процветания усадьбы Раздолье. Разумеется, будет и зал, посвященный собственно роду Нарышкиных, где мы организуем выставку «Русские усадьбы. Судьбы и территории». В реконструированном детском корпусе будут располагаться залы детских театров (ТЮЗы, театры кукол и детские музыкальные театры), а мужской корпус будет отдан под драматические театры и музыкальные театры.

– Юбилейный сезон чем-то отличается от обычных?

– Для нас абсолютно ничем. Мы привыкли работать, не оглядываясь на юбилеи или какие-то знаковые даты.

Сейчас готовим премьеру – сказку для детей «Как Иван царевну Несмеяну излечил». На афишах она будет значиться просто «Царевна Несмеяна». Раз уж речь зашла о детском спектакле, должен отметить, что постановка именно детского спектакля – вещь гораздо более ответственная и трудозатратная, чем спектакль взрослый. Оно, впрочем, и понятно. Детский зритель  особенный. Его необходимо удивлять все время. Он на интуитивном уровне чувствует фальш.

Не стану раскрывать всех деталей. Скажу лишь, что наша сказка – не совсем то, что хорошо нам известно с детства, и то, что мы сами в свое время рассказывали своим детям. Если коротко, то наша сказка про то, что человек не может жить без ожидания счастья, без радости. Про то, как важно сохранить в себе радость любви, добра, жизни. И не просто сохранить в себе, но и уметь ею поделиться с ближним. В нашем случае, с той самой царевной Несмеяной. Словом, дорогие зрители, приходите, думаю, вы не пожалеете.

Без ложной скромности отмечу, что именно у Балашовского драматического театра самый богатый репертуар патриотических детских спектаклей. Все наши сказки – это, прежде всего, любовь к Родине, гордость за свою страну, и это все классические сказки «Кощей Бессмертный», «Аленький цветочек», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч», «Морозко», «Снежная королева» и т. д.

Кроме того, готовим к постановке «Снегурочку», музыкально-поэтический спектакль по творчеству нашего знаменитого земляка и замечательного поэта Николая Палькина, четыре одноактовки по творчеству Антона Чехова «Свадьба,», «Юбилей», «Медведь», «Предложение», а также историческую комедию по пьесе А. Н. Толстого «Любовь – книга золотая».

– Сколько в среднем живет спектакль, и можете назвать какие-то свои спектакли-рекордсмены, долгожители?

– По-разному. К примеру, «Мыцыку», наверное, 15 лет. На год меньше «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Лет по 10 «Таксисту» и «13 номеру». «Ночи перед Рождеством» и «Хануме» – этим знаменитым спектаклям – по шесть. Время, как ни печально это осознавать, летит удивительно быстро.

– Как изменился Балашовский драматический театр с обретением нового здания? Увеличилась ли труппа, появились какие-то новые подающие надежды таланты?

– Сейчас вместе со студентами труппа насчитывает больше трех десятков человек. Новые яркие имена появляются практически каждый год. У нас ведь есть своя замечательная кузница актерских кадров – театральное отделение Саратовского областного колледжа искусств в Балашове, которое в следующем году отметит свое 20-летие. Вообще, могу сказать, что актеры Балашовского драмтеатра практически на 95 % состоят из наших же воспитанников. Другими словами, кадры для себя мы растим сами. И с полным основанием можно говорить о том, что у нас есть своя театральная школа.

Из молодой поросли могу отметить таких ребят, как Денис Ковешников, Кристина Дьякова, Ангелина Брюткина. Из самых последних открытий Алина Слащева очень ярко заявила о себе сначала в детском спектакле «Никита Кожемяка», а потом и во взрослом спектакле «Стас, или Встретимся на берегу». Софья Краснова, Варя Варич, Никита Юмашев, Дима Никитин, Илья Масычев…

Нет, молодежь меня определенно радует. Другое дело, что не всем, ярко заявив о себе, потом удается полностью раскрыть свой талант и реализовать весь творческий потенциал. Некоторые, знаете, испытав первый успех, перестают пахать, рассчитывают выехать на голом таланте. Увы, эта кривая дорожка, как правило, до добра не доводит. Очень надеюсь, что ребята это хорошо понимают.

Записал Андрей МАКСУДОВ.