Сегодня Международный день борьбы с коррупцией

По инициативе Организации Объединенных Наций 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства и борьба с этим явлением носит системный и постоянный характер.  Органы Следственного комитета в силу своего положения в системе правоохранительных органов Российской Федерации и потенциала в расследовании коррупционных преступлений занимают одно из ключевых место в противодействии коррупционным проявлениям.  По итогам 9 месяцев 2020 года в Саратовской области наблюдается незначительный подъем показателей зарегистрированных преступлений коррупционной направленности на 5,1%, в абсолютных значениях 594 преступления вместо 565 в аналогичном периоде прошлого года. Одновременно с этим возросло на 12,3% число выявленных преступлений этой категории, относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Следователями управления Следственного комитета по Саратовской области организовано проведение 256 процессуальных проверок по сообщениям о совершении коррупционных правонарушений. По результатам их рассмотрения возбуждено 152 уголовных дела.   Всего в производстве следственных подразделений находилось 216 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Окончено расследование (путем направления в суд и прекращения производства) по 80 уголовным делам.В суд направлено 66 уголовных дел в отношении 72 обвиняемых, которым вменено совершение 90 преступлений данной категории. В общем количе¬стве таких дел преобладают преступления о взяточничестве и коммерческом подкупе (49 дел), о различных видах мошенничества, сопряженного с использованием служенного положения (12),  о присвоении и растрате вверенного имущества (5); о злоупотреблениях должностными полномочиями (4). По оконченным делам изобличены и привлечены к уголовной ответственности 40 государственных и муниципальных служащих органов власти, совершивших коррупционные преступления. Среди них не только рядовые сотрудники, но и чиновники, занимавшие руководящие должности. В частности, перед судом предстали министр регионального уровня, 3 депутата, 5 руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, в том числе состоящих в ранге главы администрации территориального образования, 6 лиц из числа начальствующего состава правоохранительных и контрольно-надзорных органов.  Успешным примером расследования уголовных дел данной категории можно считать дело по обвинению бывшего заместителя министра экономического развития Саратовской области в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки, совершенное в особо крупном размере), а также её супруга в посредничестве во взяточничестве (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ). Установлено, что в период с сентября 2013 года по февраль 2017 года обвиняемая, занимая должности министра Саратовской области – председателя комитета по информатизации, а затем заместителя министра экономического развития региона, при посредничестве своего супруга систематически получала в виде взяток денежные средства от индивидуального предпринимателя города Саратова за беспрепятственное осуществление им деятельности в помещениях учреждения, подведомственного названному министерству, и дальнейшее покровительство его бизнеса. Сумма незаконно полученного чиновницей вознаграждения составила более 13,4 млн. рублей.  В апреле 2020 года уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу, где продолжается судебное разбирательство.  В текущем году перед судом предстали глава Калининского муниципального район Саратовской области, а также бывший глава администрации Ахтубинского муниципального образования этого района, обвиняемые в совершении преступления, предусмотренного подпунктами            «а», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, а именно в получение должностными лицами взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору. По данным следствия, в период с ноября 2018 года по март 2019 года данные чиновники вступили между собой в преступный сговор, направленный на получение денежных средств в качестве взятки от одного из фермеров. Незаконное вознаграждение предназначалось за оказание содействия в оформлении в собственность крестьянско-фермерского хозяйства ряда бесхозяйных объектов недвижимости, а также расположенных под этими объектами и прилегающих к ним земельных участков на территории муниципального образования. В дальнейшем глава администрации муниципального образования потребовал от фермера передачи взятки в виде денежных средств в сумме 550 тыс. рублей. Первоначально сельхозпроизводитель согласился на озвученные незаконные требования, однако затем, осознав их противоправный характер, сообщил об этом в правоохранительные органы. Преступные действия соучастников, получивших денежные средства от фермера, действующего под контролем оперативных сотрудников, были поэтапно пресечены сотрудниками УФСБ России по Саратовской области.    Несмотря на непризнание обвиняемыми вины в содеянном, следователями Следственного комитета собраны достаточные доказательства, изобличающие их в совершении инкриминируемого им деяния. В апреле 2020 года уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу. В настоящее время данное дело проходит процедуру судебного слушанья.  Другим примером расследования преступления коррупционной направленности в сфере осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является уголовное дело в отношении сотрудника ГКУ Саратовской области «Управление капитального строительства», обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного  ч. 6 ст. 290 УК РФ, а именно в получение должностным лицом лично взятки в виде денег в особо крупном размере, за совершение незаконных действий.  Согласно материалам уголовного дела, в 2014 году Комитет капитального строительства Саратовской области (ныне ГКУ Саратовской области «Управление капитального строительства») выступил заказчиком возведения объекта на территории региона. В 2016 году начальник производственно-технического отдела названного казенного учреждения, руководствуясь корыстными мотивами, решил за вознаграждение поспособствовать коммерческой организации в победе на аукционе по поставке отдельного вида оборудования для объекта. В частности, за вознаграждение в размере 5 миллионов рублей пообещал организовать подготовку фиктивных документов для электронных аукционов, создающих видимость конкурентной борьбы между фирмами-претендентами, а в действительности, без фактического участия иных фирм, обеспечить победу в аукционах конкретной фирме и последующее заключение с ней государственных контрактов на оказание услуг. Первоначально директор коммерческой организации согласился на предложение  должностного лица. Однако, осознав его противоправность, сообщил о выдвинутых требованиях в правоохранительные органы. Реализуя намеченное, сотрудник комитета обеспечил победу в аукционах конкретное общество с ограниченной ответственностью и заключение с ним двух государственных контрактов на выполнение работ общей стоимостью более 68 миллионов рублей. Затем в феврале 2019 года он получил от директора фирмы, признанной победителем аукционов, действующего под контролем сотрудников правоохранительных органов, взятку в виде денег в сумме 5 миллионов рублей.  В мае 2020 года расследование по данному делу окончено, и после утверждения прокурором обвинительного заключения оно направлено для разбирательства в суд.  Собранные следственным органом доказательства суд счел достаточными для признания данного чиновника виновным в совершении инкриминируемого деяния, и ему назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, в сфере организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужды на срок 7 лет.  Не останавливаясь на достигнутых результатах своей деятельности, следственные органы по Саратовской области надеются на активное сотрудничество и плодотворную помощь в противодействии коррупции со стороны населения и институтов гражданского общества.  Своевременное пресечение незаконной деятельности коррупционера позволит не допустить совершение им ряда возможных преступлений в будущем и реализовать принцип неотвратимости наказания.