«ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» – ОСНОВА ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

2023 год для студентов и преподавателей одного из самых продвинутых и престижных образовательных учреждений профессионального образования Саратовской области – Балашовского техникума механизации сельского хозяйства (БТМСХ) – выдался на редкость плодотворным. Едва ли не самой большой удачей для  БТМСХ в прошлом году стало  его участие  в федеральном проекте «Профессионалитет». Наши земляки сумели столь ярко и убедительно выступить в этом проекте, что выиграли грант на создание на базе техникума специального кластера, который называется «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве» отрасли «СМИ и коммуникационные технологии» общим объемом финансирования более 80 млн рублей.

С сентября 2023 года в техникуме проходят занятия по учебным программам федерального проекта «Профессионалитет». А в самом конце прошлого года состоялось торжественное открытие 14 лабораторий вновь созданного кластера.

О том, что собой представляет федеральный проект «Профессионалитет», а также о целях и задачах вновь созданного кластера рассказал директор техникума Владимир Якубович:

– Федеральный проект «Профессионалитет», в котором мы столь удачно приняли участие в прошлом году – одна из инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.  По замыслу его создателей и разработчиков, ФП «Профессионалитет» призван стать своеобразным локомотивом комплексной перезагрузки среднего профессионального образования страны. Среди ключевых инициатив проекта стоит выделить создание определенных образовательно-производственных центров (кластеров), которые объединяют колледжи и организации реального сектора экономики. Как раз такой кластер «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве» создан и успешно функционирует на базе нашего техникума уже несколько месяцев.

Нашими партнерами по данному кластеру являются Калининский техникум агробизнеса, Балашовский политехнический лицей, Энгельсский политехникум, Саратовский колледж водного транспорта, строительства и сервиса, а также несколько довольно крупных организаций-работодателей: Прихоперское производственное отделение филиала ПАО «МРСК Волги» – «Саратовские распределительные сети», общества с ограниченной ответственностью «Балтекс», «МакПром», «Сервис Центр», МКУ «Управление сельского хозяйства Балашовского муниципального района», городская администрация.

Данные организации выступают в качестве опорных работодателей, участвующих в софинансировании образовательного кластера. Они же являются базовыми организациями, где проходят производственную практику наши студенты. Это удобно и для студентов (которые могут осмотреться непосредственно на рабочем месте, показать себя, что называется, во всей красе, продемонстрировав свои знания и навыки практической работы), и для работодателей, которые имеют возможность приглядеться повнимательнее к потенциальному работнику, что-то где-то подсказать ему, предварительно составить о нем свое мнение. Другими словами, они понимают, кто придет к ним на работу через непродолжительное время как с точки зрения человеческих качеств, так и профессионализма.

Техникум совместно с организациями-работодателями осуществляет конструирование семи образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в рамках федерального проекта «Профессионалитет»: «Оператор информационных систем и ресурсов», «Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем», «Сетевое и системное администрирование (квалификация: сетевой и системный администратор)», «Информационные системы и программирование (квалификация: программист)», «Информационные системы и программирование (квалификация: разработчик веб- и мультимедийных приложений)», «Землеустройство», «Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)».

В рамках федерального проекта «Профессионалитет» мы капитально отремонтировали, а по сути, можно сказать, практически построили заново на базе старого лабораторного корпуса техникума новый корпус, где разместились 14 различных лабораторий. Они оснащены современной компьютерной и лабораторной техникой. В числе прочего здесь есть специальные лабораторные стенды, дроны, 3D-очки, гидропонная установка, позволяющая выращивать различные растения без почвы, уникальный фрезерный станок, на котором можно вырезать самые замысловатые фигуры, 3D-принтер, в том числе и большой принтер, позволяющий печатать различные изображения с фотографическим качеством почти неограниченных размеров…

Реализация этих образовательных программ имеет свои особенности: сокращение сроков освоения программ СПО по согласованию с работодателем на 1 год; оптимизация объема образовательной программы с учетом профессиональной направленности; использование практико-ориентированной (дуальной) модели обучения; интенсификация практической подготовки за счет использования современного оборудования и технологический процессов, социальной адаптации на предприятии в процессе обучения, практической подготовки на первом курсе (знакомство  с предприятием и специальностями); формирование корпоративной модели поведения у выпускника; оценка уровня подготовки выпускника.

Должен отметить, что мы не только готовим современных специалистов по новым образовательным программам, но и стараемся вести широкую пропагандистскую работу среди наших потенциальных студентов – нынешних школьников 6 – 11 классов. В частности, посещаем школы, встречаемся с ребятами, рассказываем им о востребованности программ «Профессионалитета» и возможности пройти обучение по этим программам в нашем техникуме.

Важно подчеркнуть, что весь кадровый состав кластера: педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд прошли обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет».

Если же резюмировать суть федерального проекта «Профессионалитет», то могу сказать, что это прежде всего получение актуальной рабочей профессии в максимально короткие сроки. Очень важно учесть, что обучение ведется с упором на практику и IT-технологии компетентными преподавателями с большим практическим опытом работы. Наличие современных мастерских и современного высокотехнологичного оборудования, равно как и программы обучения, разработанные совместно с работодателями, – еще один безусловный плюс. Ну и стажировки, а также трудоустройство в ведущие отраслевые компании.

Мне кажется, это именно то, что нужно современному студенту – завтрашнему профессионалу своего дела.